Изменены правила и порядок уплаты утилизационного сбора
Федеральный закон от 21.10.2013 № 278-ФЗ "О внесении изменения в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
Комментарий
Федеральный закон от 21.10.2013 № 278-ФЗ вступает в силу с 1 января 2014 года. Вносимые изменения призваны адаптировать законодательство РФ к условиям членства в ВТО.
Уточнен перечень объектов, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор
Комментируемый закон уточнил перечень объектов, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор. Теперь в него входят не только транспортные средства, но и шасси.
Напомним, что под шасси подразумевается не предназначенное для эксплуатации транспортное средство, не имеющее хотя бы одной из перечисленных составных частей: кабины, двигателя, кузова (седельно-сцепного устройства, крановой установки и т.п.), выпускаемое с целью дальнейшей достройки (п. 1 гл. 1 Правил по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утв. постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 № 19).
Так, в соответствии с новой редакцией п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ сбор должны будут уплачивать, в частности, лица, которые:
- осуществляют ввоз шасси в РФ;
- осуществляют производство, изготовление транспортных шасси на территории РФ;
- приобрели шасси на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор в соответствии с законодательством.
В связи с этим будет изменен Перечень видов ТС, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, утв. постановлением Правительства РФ от 30.08.2012 № 870.
Сокращен перечень ТС и шасси, освобожденных от утилизационного сбора
Комментируемый закон существенно сократил перечень случаев, в которых не взимается утилизационный сбор, установленный п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
Во-первых, льготу утрачивают государства Таможенного союза. Теперь в отношении ТС, ввозимых с территории Белоруссии и Казахстана, также уплачивается утилизационный сбор. Это ставит в равные условия российских автопроизводителей и импортеров из третьих стран. Изменения обусловлены вступлением РФ в ВТО. Дело в том, что правилами ВТО о международной торговле предусмотрен запрет на исключения для третьих стран или отдельных категорий лиц.
Во-вторых, производители колесных ТС не смогут избежать уплаты сбора, приняв на себя обязательство обеспечить безопасное обращение с отходами ТС.
В-третьих, исключено освобождение от уплаты взноса для ТС, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в Калининградской области.
Отметим, что льгота по-прежнему распространяется на ТС (шасси):
- ввозимые в РФ в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- ввозимые в РФ и принадлежащие дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, имеющим соответствующие привилегии, а также их сотрудникам и членам их семей;
- с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, и они не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния. Виды и категории таких ТС и шасси определяются Правительством РФ.
Изменен порядок выдачи паспортов транспортных средств и шасси
Напомним, что ранее ПТС выдавался только после уплаты утилизационного сбора или принятия соответствующего решения в отношении ТС, с которых утилизационный сбор не уплачивается.
С 1 января 2014 года эти правила утрачивают силу. В соответствии с новой редакцией п. 7 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ паспорта транспортных средств и шасси будут выдаваться в порядке, установленном Правительством РФ. В настоящее время применяются постановление Правительства РФ от 18.05.1993 № 477 "О введении паспортов транспортных средств" и приказ МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств". Но возможно, будет принят новый нормативный правовой акт, регламентирующий данный порядок.
Увеличен перечень компенсируемых затрат, понесенных при утилизации ТС и шасси
Комментируемый закон внес коррективы в перечень расходов, которые компенсируются предпринимателям и организациям, осуществляющим утилизацию ТС и шасси, в отношении которых уплачен утилизационный сбор. Так, в соответствии с новой редакцией п. 8 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ из бюджета компенсируются не только затраты на утилизацию ТС, но и расходы, связанные с созданием мощностей и инфраструктуры, необходимых для осуществления такой деятельности.