Бюджетные средства, которые управляющая компания получила на проведение капитального ремонта, включаются в базу по НДС
Постановление ФАС Уральского округа от 29.08.2013 № Ф09-7064/13
Ситуация
Управляющей компании были выделены средства из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд), а также областного и муниципального бюджетов на финансирование ремонта многоквартирного дома. Для проведения ремонта привлекались подрядные организации. Ремонтные работы были оплачены частично за счет средств собственников жилых помещений и частично за счет бюджетных средств и средств Фонда. При этом управляющая компания начислила НДС лишь на ту стоимость работ, которую оплатили собственники квартир. Бюджетные средства и средства, полученные из Фонда, управляющая компания НДС не включала в базу по НДС в связи со следующим. Организация полагала, что плата за содержание и ремонт жилого помещения является государственной регулируемой ценой. А денежные поступления, предоставленные на финансирование ремонта, она рассматривала в качестве субсидий, выделенных ей в связи с применением государственных регулируемых цен. Поэтому управляющая компания руководствовалась абз. 3 п. 2 ст. 154 НК РФ, на основании которого субсидии, полученные налогоплательщиками в связи с применением таких цен или в связи с предоставлением ими льгот отдельным потребителям, не учитываются при расчете налоговой базы по НДС.
Позиция налогового органа
Налоговый орган признал указанные действия организации необоснованными и доначислил НДС.
Позиция суда (решение в пользу налогового органа)
Средства Фонда и бюджетов не признаются субсидией, выделяемой в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен. Это объясняется тем, что в строительной сфере применяются договорные цены, не регулируемые государством. Они определяются на основании сметы, утвержденной собранием собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
Кроме того, выделенные Фондом и бюджетами денежные средства не являются финансовой поддержкой в связи с предоставлением льгот отдельным потребителям. Ведь в данной ситуации никаких преимуществ отдельным потребителям (по отношению к другим) не предоставляется. Все дома, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта, ремонтируются на равных условиях (ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ). Различия в конкретной стоимости ремонта зависят не от льгот, а от смет на ремонт.
Помимо этого, суд пояснил, что применять положения абз. 3 п. 2 ст. 154 НК РФ вправе только те налогоплательщики, которые непосредственно реализуют товары (работы, услуги) по регулируемым или льготным ценам. Управляющие компании к ним не относятся. Изначально средства Фонда предоставляются субъектам РФ либо муниципальным образованиям. После этого уже региональные или местные власти, в свою очередь, распределяют такие средства между многоквартирными домами, входящими в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта.
Таким образом, средства Фонда не направлены на поддержку управляющих компаний. Указанные средства управляющие компании получают с целью расчетов с подрядными организациями при осуществлении ремонта домов.
Исходя их этого, суммы, выделенные Фондом, а также областным и муниципальным бюджетами, управляющая компания обязана была включить в налоговую базу по НДС в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.
Аналогичные выводы
Постановление ФАС Уральского округа от 07.05.2013 № Ф09-3352/13
Постановление ФАС Уральского округа от 08.04.2013 № Ф09-2216/13
Противоположные выводы
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.11.2011 № А17-4981/2010
Постановление ФАС Центрального округа от 22.03.2013 № А35-145/2012
Постановление ФАС Центрального округа от 25.10.2012 № А35-147/2012
Рекомендации
Во избежание споров с налоговыми органами денежные средства, предоставленные в рамках финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов, следует включать в налоговую базу по НДС.
В противном случае нужно быть готовым отстаивать свою позицию в суде. При этом можно приводить следующие аргументы. Собственники жилых помещений в определенных случаях имеют право на получение субсидий (п.п. 1, 2 ст. 159 ЖК РФ). Бюджетные средства, выделяемые для финансирования капитального ремонта, как раз представляют собой такие субсидии (ст. 78 БК РФ). Собственники квартир получают эти средства через созданные ими организации для управления многоквартирным домом. В качестве таких организаций выступают управляющие компании. Соответственно, спорные денежные средства признаются субсидиями, которые предоставляются управляющей компанией в связи с тем, что она реализует собственникам жилых помещений услуги по осуществлению ремонта с учетом льгот. Следовательно, бюджетные средства в налоговую базу по НДС на основании абз. 3 п. 2 ст. 154 НК РФ включаться не должны.