Изменена процедура государственной регистрации организаций и порядок внесения изменений в ЕГРЮЛ
Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям"
Комментарий
Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ внес ряд изменений в Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Закон № 129-ФЗ).
Согласно нововведениям любое лицо, полагающееся на данные, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), может рассчитывать на то, что такие данные соответствуют действительности. Исключение составляют случаи, когда недостоверные данные были внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или другим путем помимо воли самого юридического лица (абз. 2 п. 2 ст. 51 ГК РФ).
В свою очередь, юридическое лицо в отношениях с контрагентами не вправе ссылаться на данные, не включенные в ЕГРЮЛ, а также на содержащиеся в нем недостоверные данные (например, указывать при заключении договора адрес, отличный от содержащегося в ЕГРЮЛ, и т.п.).
Кроме того, организация будет обязана возместить убытки лицам, которые понесли их в результате допущенного ею нарушения порядка представления своих данных в ЕГРЮЛ, а именно в результате:
- непредставления данных;
- несвоевременного представления данных;
- представления недостоверных данных.
В свою очередь, регистрационный орган теперь должен будет проверять достоверность данных, включаемых в ЕГРЮЛ, еще до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или включения в реестр других данных, не связанных с изменением устава (п. 3 ст. 51 ГК РФ).
Помимо этого, он будет обязан сообщать заинтересованным лицам о предстоящей регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в ЕГРЮЛ (п. 4 ст. 51 ГК РФ). А заинтересованные лица смогут направить возражения относительно предстоящей регистрации или включения сведений в ЕГРЮЛ.
Отныне государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной, если при его создании были допущены грубые нарушения закона, которые носят неустранимый характер (п. 6 ст. 51 ГК РФ). Кроме того, в суде может быть оспорено включение в ЕГРЮЛ данных об организации, если такие данные недостоверны или были включены в реестр с нарушением закона.
Кроме того, введены новые основания для отказа в государственной регистрации юридического лица. Теперь отказать в регистрации могут также в случаях (п.п. к – р п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ):
- несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина РФ, указанных в заявлении сведениям, полученным от органов, выдавших такой документ;
- возражения физического лица относительно внесения данных о нем в ЕГРЮЛ;
- поступления до внесения записи в ЕГРЮЛ судебного акта или акта судебного пристава-исполнителя, содержащих запрет на совершение регистрационных действий;
- запрета физическому лицу – учредителю (участнику) юридического лица или предпринимателю заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, если такой срок не истек;
- имеющегося административного наказания в виде дисквалификации лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности;
- имеющегося административного наказания в виде дисквалификации индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица;
- наличия у регистрирующего органа подтвержденной информации о том, что сведения, предусмотренные пп. в. п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ являются недостоверными (адрес (место нахождения) действующего исполнительного органа юридического лица).
Согласно новому п. 7 ст. 51 ГК РФ юридические лица получили право на возмещение понесенных убытков за счет казны, если такие убытки были понесены в результате:
- незаконного отказа уполномоченного органа в его государственной регистрации;
- уклонения уполномоченного органа от государственной регистрации;
- включения уполномоченным органом в ЕГРЮЛ недостоверных данных;
- нарушения уполномоченным органом порядка государственной регистрации.
Также внесены изменения в порядок ликвидации организации. Так, если имущества ликвидируемого юридического лица недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, либо при наличии признаков банкротства, ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (абз. 2 п. 3 ст. 63 ГК РФ).
Все указанные изменения вступили в силу с 30.06.2013.