Если при проведении камеральной проверки НДС возмещен неправомерно, то по результатам выездной проверки инспекция может взыскать этот налог
Постановление Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 № 12207/11
Ситуация
Налогоплательщик заявил НДС к возмещению. По итогам камеральной проверки инспекция вернула налог из бюджета. Однако, проведя выездную проверку, налоговый орган пришел к выводу о том, что право на возмещение налога общество не имело, поэтому предложил уплатить возмещенный НДС в бюджет.
Позиция налогового органа
По мнению налогового органа, целью договоров, которые заключал налогоплательщик, было оказание услуг по перемещению груза по определенному маршруту. При этом вагоны под погрузку предоставлялись контрагентом после помещения перевозимых товаров под таможенный режим экспорта. В нарушение п. 1 ст. 164 НК РФ перевозчик-контрагент общества неправомерно выставил счета-фактуры по ставке 18 процентов, поскольку данная операция подлежит обложению НДС по ставке 0 процентов. Таким образом, налогоплательщик неправомерно получил возмещение НДС из бюджета и должен уплатить излишне возмещенные суммы.
Позиция суда (решение в пользу налогового органа)
Суды первой, апелляционной и кассационной инстанции согласились с неправомерностью возмещения НДС. Но все же посчитали решение налогового органа незаконным в связи с тем, что в НК РФ отсутствуют нормы, позволяющие предлагать к уплате в бюджет ранее возмещенный налог. Кроме того, суды указали, что согласно ст. 11 НК РФ недоимка – это сумма налога, не уплаченная в установленный срок, поэтому суммы неправомерно возмещенного налога не признаются недоимкой.
Однако ВАС РФ признал ошибочными выводы нижестоящих судов о том, что инспекция по результатам выездной проверки не может требовать уплатить НДС, ранее возмещенный по итогам камеральной проверки, и указал следующее.
Выездная проверка предусматривает более широкие полномочия налогового органа, в том числе анализируется больший объем документов. В НК РФ отсутствуют нормы, запрещающие выездную проверку периодов, за которые ранее был возмещен НДС. Результат выездной проверки зависит от доказательств, которые выявлены в ходе ее проведения. Порядок получения этих доказательств носит самостоятельный характер, отличный от порядка получения сведений в ходе камеральных проверок. Поэтому выводы нижестоящих судов о том, что нет необходимости проводить выездную проверку для определения обстоятельств, которые могли быть установлены в ходе камеральной проверки, не соответствуют нормам налогового законодательства.
Кроме того, как указал ВАС РФ, суды придали понятию "недоимка" смысл, который не позволяет обеспечить уплату в бюджет суммы задолженности, возникшей в результате неправомерного возмещения НДС из бюджета.
Исходя из этого, ВАС РФ признал правомерным требование инспекции уплатить НДС, ранее возмещенный налогоплательщику по итогам камеральной проверки.
Аналогичные выводы
Письмо ФНС России от 29.08.2011 № АС-4-2/14018
Постановление Президиума ВАС РФ от 22.03.2006 № 15000/05
Противоположные выводы
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.07.2011 № А63-4978/2009 (Определением ВАС РФ от 27.09.2011 № ВАС-11837/11 отказано в передаче данного постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.07.2011 № А53-24968/2010
Рекомендации
Учитывая позицию ФНС России и Президиума ВАС РФ, налогоплательщику целесообразнее уплатить налог, доначисленный по результатам выездной проверки, даже если ранее эта сумма была возмещена в ходе проведения камеральной проверки.