28.11.2011

Письмо Минфина РФ от 28 ноября 2011 г. N 03-01-07/5-14

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от
                   28 ноября 2011 г. N 03-01-07/5-14


     Департамент   налоговой  и  таможенно-тарифной  политики  рассмотрел
письмо  ЗАО  по  вопросу применения положений глав 14.3 и 14.4 Налогового
кодекса  Российской  Федерации  (далее  -  Кодекс), вступающих в силу с 1
января 2012 г., и сообщает следующее.
     1.   Согласно   статье   105.16  Кодекса  налогоплательщики  обязаны
уведомлять   налоговые  органы  о  совершенных  ими  в  календарном  году
контролируемых  сделках  в  срок  не  позднее  20 мая года, следующего за
календарным годом, в котором совершены такие сделки.
     В    уведомлениях    о    контролируемых    сделках,    направляемых
налогоплательщиком    в    налоговый   орган,   указывается   информация,
предусмотренная  пунктом 3 статьи 105.16 Кодекса. Раскрытие информации об
использованных  методах, предусмотренных главой 14 Кодекса, в уведомлении
о контролируемых сделках указанным пунктом не предусмотрено.
     Документация,   содержащая   вышеуказанную  информацию,  может  быть
истребована   у   налогоплательщика  федеральным  органом  исполнительной
власти,  уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов,
не  ранее  1  июня  года,  следующего  за  календарным  годом,  в котором
совершены  контролируемые  сделки в порядке, установленном статьей 105.15
Кодекса.
     Таким    образом,    Кодексом   не   предусмотрено   предварительное
декларирование налогоплательщиком выбора метода ценообразования.
     Согласно  пункту  5  статьи  105.17  Кодекса применение иного метода
(комбинации  методов)  при  проведении  налогового  контроля  в  связи  с
осуществлением  сделок  между  взаимозависимыми  лицами  возможно  в  том
случае,  если  федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по
контролю  и  надзору  в  области  налогов  и  сборов,  докажет, что метод
(комбинация   методов),   примененный  (примененная)  налогоплательщиком,
исходя   из   условий   совершения  контролируемой  сделки  не  позволяет
определить   сопоставимость   коммерческих  и  (или)  финансовых  условий
контролируемой  сделки с условиями сопоставляемых сделок между лицами, не
являющимися взаимозависимыми.
     При  этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по
контролю и надзору в области налогов и сборов, не вправе применять в ходе
налогового  контроля  в  связи  с  совершением  сделок  иные  методы,  не
предусмотренные разделом V.1 Кодекса.
     2.  Согласно  подпункту  2  пункта  1 статьи 105.15 Кодекса в случае
использования   налогоплательщиком  методов,  предусмотренных  главой  14
Кодекса, налогоплательщик предоставляет по требованию федерального органа
исполнительной  власти,  уполномоченного  по контролю и надзору в области
налогов и сборов документы, содержащие сведения об использованных методах
(в том числе обоснование причин выбора и способа применения используемого
метода, указание на используемые источники информации).
     Кроме  того,  в  соответствии  с  пунктом  2  статьи  105.15 Кодекса
предусмотрено,  что  в  целях налогового контроля налогоплательщик вправе
предоставить  иную  информацию,  подтверждающую, что коммерческие и (или)
финансовые условия контролируемых сделок соответствуют тем, которые имели
место  в  сопоставимых  сделках, с учетом произведенных корректировок для
обеспечения   сопоставимости  коммерческих  и  (или)  финансовых  условий
сопоставляемых  сделок,  сторонами которых являются лица, не признаваемые
взаимозависимыми, с условиями контролируемой сделки.
     При  этом  согласно  пункту  6  статьи  105.15 Кодекса детальность и
основательность  представляемой  в  налоговые  органы документации должны
быть  соразмерны  сложности сделки и формированию ее цены (рентабельности
сторон сделки).
     3.  При  определении  для  целей  налогообложения  доходов (прибыли,
выручки)  в  сделках,  сторонами  которых  являются взаимозависимые лица,
могут быть использованы в порядке, установленном статьями 105.10 - 105.13
Кодекса,  показатели  рентабельности,  предусмотренные  пунктом  1 статьи
105.8 Кодекса.
     Вместе  с  тем,  при  применении  метода сопоставимой рентабельности
Кодексом  предусматривается  возможность  использования  иного показателя
операционной  рентабельности  при  условии, что такой показатель отражает
взаимосвязь  между  осуществляемыми  функциями,  используемыми активами и
принимаемыми    экономическими    (коммерческими)   рисками   и   уровнем
вознаграждения (подпункт 5 пункта 3 статьи 105.12 Кодекса).
     Кроме   того,   при  выборе  конкретного  показателя  рентабельности
необходимо  учитывать  полноту,  достоверность  и  сопоставимость данных,
используемых для расчета соответствующего показателя рентабельности.
     4.  При проведении налогового контроля в связи с совершением сделок,
сторонами   которых  являются  взаимозависимые  лица  (в  том  числе  при
сопоставлении  коммерческих  и  (или)  финансовых  условий  анализируемой
сделки   с  коммерческими  и  (или)  финансовыми  условиями  сопоставимых
сделок),  федеральный  орган  исполнительной  власти,  уполномоченный  по
контролю  и  надзору  в  области налогов и сборов, использует информацию,
предусмотренную пунктом 1 статьи 105.6 Кодекса.
     При  отсутствии  (недостаточности)  информации, указанной в пункте 1
статьи   105.6   Кодекса,   федеральный   орган   исполнительной  власти,
уполномоченный  по  контролю  и  надзору  в  области  налогов  и  сборов,
использует информацию, предусмотренную пунктом 2 указанной статьи.
     В   рассматриваемом  случае  представляется  возможным  использовать
сведения,   полученные   из  бухгалтерской  и  статистической  отчетности
организаций,  опубликованные  в  общедоступных российских или иностранных
изданиях и (или) содержащиеся в общедоступных информационных системах.
     5.  В соответствии с пунктом 1 статьи 105.11 Кодекса затратный метод
является  методом  определения  соответствия  цены в анализируемой сделке
рыночной  цене  на  основании сопоставления валовой рентабельности затрат
лица,  являющегося  стороной  анализируемой  сделки (группы анализируемых
однородных сделок), с рыночным интервалом валовой рентабельности затрат в
сопоставимых  сделках,  определенным  в  порядке, предусмотренном статьей
105.8 Кодекса.
     При  использовании  данного  метода  согласно  пунктам  4 и 5 статьи
105.11    Кодекса    следует   использовать   фактическую   себестоимость
реализованных  продавцом  товаров  (работ,  услуг).  При этом фактическая
себестоимость должна отражать выполняемые анализируемой стороной функции.
     По  нашему  мнению,  в  случае, когда анализируемой сделкой является
трансграничная  сделка  (то есть, сделка, в результате совершения которой
возникают   налоговые  последствия  в  нескольких  юрисдикциях),  следует
учитывать  общепринятые  в  международной  практике  подходы к применению
данного метода.
     Так,  согласно  пункту  2.39  Руководства Организации экономического
сотрудничества   и   развития   по   трансфертному   ценообразованию  для
транснациональных  компаний  и налоговых администраций от 27 июня 1995 г.
(далее  - Руководство ОЭСР) уровень рентабельности затрат продавца должен
отражать   прибыль,   соответствующую  выполняемым  функциям  и  рыночным
условиям.
     В  пункте 2.45 Руководства ОЭСР отмечается особая важность учета при
использовании  метода  различий  в уровне и виде расходов: операционных и
неоперационных, включая расходы по финансовой деятельности, - связанных с
осуществляемыми  функциями  и  принимаемыми  рисками. Учет таких различий
заключается в следующем:
     -   если   расходы   отражают   функциональное   различие  (учитывая
используемые  активы  и  принятые  риски),  которое  не  было  принято во
внимание   в   применяемом   методе,  может  потребоваться  корректировка
показателя надбавки продавца при применении затратного метода;
     -  если  расходы отражают дополнительные функции, которые отличаются
от   анализируемых   методом   функций   продавца,   может  потребоваться
дополнительная компенсация продавцу за выполняемые функции;
     -  если  различия  в  расходах  анализируемых  сторон  отражают лишь
эффективность   или   неэффективность  организаций,  что  характерно  для
общехозяйственных  и  управленческих затрат, в этом случае дополнительные
корректировки валовой рентабельности не требуются.
     Мнение  Департамента,  приведенное  в  настоящем письме, не содержит
правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания,
и  не  является  нормативным  правовым  актом.  В  соответствии с письмом
Минфина   России  N  03-02-07/2-138  от  07.08.2007  направляемое  мнение
Департамента  имеет  информационно-разъяснительный  характер  по вопросам
применения  законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не
препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и
налоговым  агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и
сборах  в  понимании,  отличающемся  от трактовки, изложенной в настоящем
письме.

Директор Департамента                                       И.B. Трунин




Поиск по сайту
Rambler's Top100

© Компания "Надежность Учет Эффективность"  2008 - 2015 г.