13.10.2010
13 октября 2010 г. N 03-07-11/410
Вопрос: Просим Вас дать разъяснение п. 3 статьи 161 Налогового
Кодекса РФ в части определения налоговой базы для расчета НДС налоговыми
агентами при покупке муниципального недвижимого имущества,
Между Администрацией муниципального района и ООО заключен договор
купли-продажи муниципального имущества с предоставлением рассрочки
платежа. Являясь налоговым агентом при приобретении имущества казны, ООО
производит оплату в соответствии с графиком платежей и по реквизитам
указанным в договоре. Сумма НДС в договоре не указана.
В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ налоговые агенты обязаны
исчислить сумму налога расчетным методом, удержать из выплачиваемых
доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
ООО обращается к Вам с просьбой разъяснить:
1. Приводит ли к увеличению стоимости договора порядок исчисления и
уплаты налога, если в договоре не указана сумма НДС?
2. Включается ли в базу для исчисления НДС сумма процентов,
выплачиваемых за предоставление рассрочки платежа по договору
купли-продажи?
Ответ: В связи с вашим письмом по вопросам применения налога на
добавленную стоимость при реализации недвижимого имущества, составляющего
муниципальную казну, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики
сообщает.
Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации (передаче) на
территории Российской Федерации муниципального имущества, не
закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями,
составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского
поселения или другого муниципального образования, налог на добавленную
стоимость уплачивается в федеральный бюджет налоговыми агентами -
покупателями (получателями) указанного имущества, за исключением
физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из
выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 21
декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и
муниципального имущества" начальная цена приватизируемого
государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях,
предусмотренных данным Федеральным законом, на основании отчета об оценке
государственного или муниципального имущества, составленного в
соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Положениями Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об
оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что при
совершении сделок купли-продажи применяется рыночная стоимость объекта
оценки, которая отражается в отчете об оценке объекта оценки. При этом
для целей оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки
понимается наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть
отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки
действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине
сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
На основании пункта 6 федерального стандарта оценки "Цель оценки и
виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного приказом Минэкономразвития
России от 20 июля 2007 г. N 255, разумность действия сторон сделки в
указанном случае означает, что цена сделки - наибольшая из достижимых по
разумным соображениям цен для продавца и наименьшая из достижимых по
разумным соображениям цен для покупателя.
Учитывая изложенное, при определении налоговой базы по налогу на
добавленную стоимость в отношении муниципального недвижимого имущества,
реализуемого по выкупной цене, исчисленной на основе рыночной стоимости,
определенной независимым оценщиком, следует исходить из того, что эта
стоимость включает налог на добавленную стоимость. В связи с этим налог
на добавленную стоимость по реализуемому муниципальному недвижимому
имуществу исчисляется покупателем расчетным методом исходя из указанной в
договоре рыночной цены этого имущества без увеличения ее на сумму налога.
Что касается процентов за рассрочку по оплате указанного имущества,
предусмотренных договором, то в соответствии со статьей 823 "Коммерческий
кредит" Гражданского кодекса Российской Федерации договорами, исполнение
которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных
средств или других вещей, определяемых родовыми признаками, может
предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса,
предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или
услуг. В связи с этим коммерческое кредитование производится не по
самостоятельному договору, а в рамках договора по реализации товаров.
Таким образом, суммы процентов, выплачиваемые покупателем за
предоставление органом местного самоуправления коммерческого кредита в
виде рассрочки по оплате реализованного муниципального недвижимого
имущества, по нашему мнению, являются суммами, связанными с оплатой этого
имущества, и, соответственно, включаются у покупателя в налоговую базу по
налогу на добавленную стоимость.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит
правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания,
и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом
Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение
Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам
применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не
препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и
сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем
письме.
Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин
Минфина РФ от 13 октября 2010 г. N 03-07-11/410
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от13 октября 2010 г. N 03-07-11/410
Вопрос: Просим Вас дать разъяснение п. 3 статьи 161 Налогового
Кодекса РФ в части определения налоговой базы для расчета НДС налоговыми
агентами при покупке муниципального недвижимого имущества,
Между Администрацией муниципального района и ООО заключен договор
купли-продажи муниципального имущества с предоставлением рассрочки
платежа. Являясь налоговым агентом при приобретении имущества казны, ООО
производит оплату в соответствии с графиком платежей и по реквизитам
указанным в договоре. Сумма НДС в договоре не указана.
В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ налоговые агенты обязаны
исчислить сумму налога расчетным методом, удержать из выплачиваемых
доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
ООО обращается к Вам с просьбой разъяснить:
1. Приводит ли к увеличению стоимости договора порядок исчисления и
уплаты налога, если в договоре не указана сумма НДС?
2. Включается ли в базу для исчисления НДС сумма процентов,
выплачиваемых за предоставление рассрочки платежа по договору
купли-продажи?
Ответ: В связи с вашим письмом по вопросам применения налога на
добавленную стоимость при реализации недвижимого имущества, составляющего
муниципальную казну, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики
сообщает.
Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации (передаче) на
территории Российской Федерации муниципального имущества, не
закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями,
составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского
поселения или другого муниципального образования, налог на добавленную
стоимость уплачивается в федеральный бюджет налоговыми агентами -
покупателями (получателями) указанного имущества, за исключением
физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из
выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 21
декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и
муниципального имущества" начальная цена приватизируемого
государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях,
предусмотренных данным Федеральным законом, на основании отчета об оценке
государственного или муниципального имущества, составленного в
соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Положениями Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об
оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что при
совершении сделок купли-продажи применяется рыночная стоимость объекта
оценки, которая отражается в отчете об оценке объекта оценки. При этом
для целей оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки
понимается наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть
отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки
действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине
сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
На основании пункта 6 федерального стандарта оценки "Цель оценки и
виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного приказом Минэкономразвития
России от 20 июля 2007 г. N 255, разумность действия сторон сделки в
указанном случае означает, что цена сделки - наибольшая из достижимых по
разумным соображениям цен для продавца и наименьшая из достижимых по
разумным соображениям цен для покупателя.
Учитывая изложенное, при определении налоговой базы по налогу на
добавленную стоимость в отношении муниципального недвижимого имущества,
реализуемого по выкупной цене, исчисленной на основе рыночной стоимости,
определенной независимым оценщиком, следует исходить из того, что эта
стоимость включает налог на добавленную стоимость. В связи с этим налог
на добавленную стоимость по реализуемому муниципальному недвижимому
имуществу исчисляется покупателем расчетным методом исходя из указанной в
договоре рыночной цены этого имущества без увеличения ее на сумму налога.
Что касается процентов за рассрочку по оплате указанного имущества,
предусмотренных договором, то в соответствии со статьей 823 "Коммерческий
кредит" Гражданского кодекса Российской Федерации договорами, исполнение
которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных
средств или других вещей, определяемых родовыми признаками, может
предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса,
предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или
услуг. В связи с этим коммерческое кредитование производится не по
самостоятельному договору, а в рамках договора по реализации товаров.
Таким образом, суммы процентов, выплачиваемые покупателем за
предоставление органом местного самоуправления коммерческого кредита в
виде рассрочки по оплате реализованного муниципального недвижимого
имущества, по нашему мнению, являются суммами, связанными с оплатой этого
имущества, и, соответственно, включаются у покупателя в налоговую базу по
налогу на добавленную стоимость.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит
правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания,
и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом
Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение
Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам
применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не
препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и
сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем
письме.
Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин