27.12.2010
27 декабря 2010 г. по делу N А75-6312/2010 (извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.
Екатеринбурга (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Межрайонной
инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому
автономному округу - Югре (далее - Межрайонная инспекция) о признании
недействительными решения от 04.02.2010 N 331 о государственной
регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице,
содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее -
ЕГРЮЛ), и записи N 2108603017576 от 04.02.2010 о внесении изменений в
ЕГРЮЛ в отношении общества с ограниченной ответственностью "Мобил-Сервис"
(далее - Общество).
Определением суда первой инстанции от 23.06.2010 в порядке статьи 51
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в
деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований
относительно предмета спора, привлечено Общество.
Решением суда первой инстанции от 23.08.2010 Инспекции отказано в
удовлетворении заявления.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда
первой инстанции не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и принять
новый судебный акт об удовлетворении ее заявления, ссылаясь на
предоставление в регистрирующий орган заведомо ложных сведений о месте
нахождения юридического лица.
В отзыве на кассационную жалобу Межрайонная инспекция возражает
против доводов кассационной жалобы и просит оставить ее без
удовлетворения, а решение суда первой инстанции - без изменения.
Отзыв на кассационную жалобу от Общества к началу судебного
заседания не поступил.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции
проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом
первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения
норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и
принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в
кассационной жалобе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судом при производстве по делу установлены следующие обстоятельства.
Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 04.08.2004 и
поставлено на учет в Межрайонной инспекции по месту нахождения:
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, Юго-Западный
промышленный узел, Панель 25, улица 2П-2, дом 66, строение 1.
Решением от 27.01.2010 N 1 единственного участника Общества А.З.
Цушба изменен адрес места нахождения Общества на адрес: 620002 г.
Екатеринбург, ул. Малышева, дом 28, офис 219, а также возложены
обязанности директора Общества на Н.И. Терещенок, которому также поручено
зарегистрировать изменения в устав Общества.
Решением от 04.02.2010 N 331 на основании заявления Общества
произведена государственная регистрация указанных изменений, вносимых в
учредительные документы юридического лица, в сведения, содержащиеся в
ЕГРЮЛ, регистрационное дело передано в Инспекцию.
Инспекцией проведены мероприятия налогового контроля по проверке
нахождения Общества по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, дом 28,
офис 219, в ходе которых установлено, что последнее по указанному адресу
не находится и не находилось, договор с собственником помещения не
заключался.
По результатам мероприятий налогового контроля Инспекция составила
акт обследования от 28.05.2010 и обратилась в арбитражный суд с
заявлением.
Суд первой инстанции, отказав Инспекции в удовлетворении заявления,
исходил из того, что отсутствие Общества после регистрации по адресу,
указанному в момент регистрации, не является основанием для признания
недействительным решения о государственной регистрации внесения изменений
в сведения о данном юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебный акт,
основывается на следующем.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 18 Федерального закона от
08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001
N 129-ФЗ) представление документов для регистрации изменений, вносимых в
учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в ЕГРЮЛ
изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с
изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в
порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с
переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит
в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в
регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ
документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или
направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его
пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в
регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской
Федерации.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий
орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется
подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна
быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель
указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством
Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и
идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Из части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ
следует, что для государственной регистрации изменений, вносимых в
учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган
представляются: подписанное заявителем заявление о государственной
регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в
котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы
юридического лица, соответствуют установленным законодательством
Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих
учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден
установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении
изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении
изменений в учредительные документы юридического лица; изменения,
вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате
государственной пошлины.
Арбитражным судом установлено, что вышеуказанные документы
представлены Обществом в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от
08.08.2001 N 129-ФЗ основаниями для отказа в государственной регистрации
являются: непредставление определенных настоящим Федеральным законом
необходимых для государственной регистрации документов; представление
документов в ненадлежащий регистрирующий орган; наличие обстоятельств,
предусмотренных пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего
Федерального закона.
Учитывая, что такие основания арбитражным судом при исследовании и
оценке материалов дела и доказательств не установлены, вывод суда о
правомерности государственной регистрации заявленных Обществом изменений,
является обоснованным.
Из положений Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ следует, что
государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный
характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся
в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается
на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением
о регистрации.
Достоверность представляемых для данного вида регистрации сведений
подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с частью 1
статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлена
ответственность за непредставление или несвоевременное представление
необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за
представление недостоверных сведений.
Таким образом, представление недостоверных сведений при оспариваемой
государственной регистрации изменений в учредительные документы влечет
иные правовые последствия.
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ не содержит положений,
закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений,
вносимых участниками юридического лица в учредительные документы, а также
вносимых в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с
внесением изменений в учредительные документы, по проведению правовой
экспертизы представленных для осуществления регистрации документов.
При таких обстоятельствах, суд правомерно отказал Обществу в
удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции
подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу
фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии
с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, нормы материального права применены правильно, нарушений
процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконного
судебного акта, не установлено, в связи с чем у суда кассационной
инстанции правовые основания для отмены или изменения принятого по делу
решения отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры от 23.08.2010 по делу N А75-6312/2010 оставить без изменения,
кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 декабря 2010 г. по делу N А75-6312/2010
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от27 декабря 2010 г. по делу N А75-6312/2010 (извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.
Екатеринбурга (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Межрайонной
инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому
автономному округу - Югре (далее - Межрайонная инспекция) о признании
недействительными решения от 04.02.2010 N 331 о государственной
регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице,
содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее -
ЕГРЮЛ), и записи N 2108603017576 от 04.02.2010 о внесении изменений в
ЕГРЮЛ в отношении общества с ограниченной ответственностью "Мобил-Сервис"
(далее - Общество).
Определением суда первой инстанции от 23.06.2010 в порядке статьи 51
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в
деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований
относительно предмета спора, привлечено Общество.
Решением суда первой инстанции от 23.08.2010 Инспекции отказано в
удовлетворении заявления.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда
первой инстанции не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и принять
новый судебный акт об удовлетворении ее заявления, ссылаясь на
предоставление в регистрирующий орган заведомо ложных сведений о месте
нахождения юридического лица.
В отзыве на кассационную жалобу Межрайонная инспекция возражает
против доводов кассационной жалобы и просит оставить ее без
удовлетворения, а решение суда первой инстанции - без изменения.
Отзыв на кассационную жалобу от Общества к началу судебного
заседания не поступил.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции
проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом
первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения
норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и
принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в
кассационной жалобе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судом при производстве по делу установлены следующие обстоятельства.
Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 04.08.2004 и
поставлено на учет в Межрайонной инспекции по месту нахождения:
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, Юго-Западный
промышленный узел, Панель 25, улица 2П-2, дом 66, строение 1.
Решением от 27.01.2010 N 1 единственного участника Общества А.З.
Цушба изменен адрес места нахождения Общества на адрес: 620002 г.
Екатеринбург, ул. Малышева, дом 28, офис 219, а также возложены
обязанности директора Общества на Н.И. Терещенок, которому также поручено
зарегистрировать изменения в устав Общества.
Решением от 04.02.2010 N 331 на основании заявления Общества
произведена государственная регистрация указанных изменений, вносимых в
учредительные документы юридического лица, в сведения, содержащиеся в
ЕГРЮЛ, регистрационное дело передано в Инспекцию.
Инспекцией проведены мероприятия налогового контроля по проверке
нахождения Общества по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, дом 28,
офис 219, в ходе которых установлено, что последнее по указанному адресу
не находится и не находилось, договор с собственником помещения не
заключался.
По результатам мероприятий налогового контроля Инспекция составила
акт обследования от 28.05.2010 и обратилась в арбитражный суд с
заявлением.
Суд первой инстанции, отказав Инспекции в удовлетворении заявления,
исходил из того, что отсутствие Общества после регистрации по адресу,
указанному в момент регистрации, не является основанием для признания
недействительным решения о государственной регистрации внесения изменений
в сведения о данном юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебный акт,
основывается на следующем.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 18 Федерального закона от
08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001
N 129-ФЗ) представление документов для регистрации изменений, вносимых в
учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в ЕГРЮЛ
изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с
изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в
порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с
переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит
в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в
регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ
документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или
направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его
пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в
регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской
Федерации.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий
орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется
подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна
быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель
указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством
Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и
идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Из части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ
следует, что для государственной регистрации изменений, вносимых в
учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган
представляются: подписанное заявителем заявление о государственной
регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в
котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы
юридического лица, соответствуют установленным законодательством
Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих
учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден
установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении
изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении
изменений в учредительные документы юридического лица; изменения,
вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате
государственной пошлины.
Арбитражным судом установлено, что вышеуказанные документы
представлены Обществом в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от
08.08.2001 N 129-ФЗ основаниями для отказа в государственной регистрации
являются: непредставление определенных настоящим Федеральным законом
необходимых для государственной регистрации документов; представление
документов в ненадлежащий регистрирующий орган; наличие обстоятельств,
предусмотренных пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего
Федерального закона.
Учитывая, что такие основания арбитражным судом при исследовании и
оценке материалов дела и доказательств не установлены, вывод суда о
правомерности государственной регистрации заявленных Обществом изменений,
является обоснованным.
Из положений Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ следует, что
государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный
характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся
в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается
на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением
о регистрации.
Достоверность представляемых для данного вида регистрации сведений
подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с частью 1
статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлена
ответственность за непредставление или несвоевременное представление
необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за
представление недостоверных сведений.
Таким образом, представление недостоверных сведений при оспариваемой
государственной регистрации изменений в учредительные документы влечет
иные правовые последствия.
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ не содержит положений,
закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений,
вносимых участниками юридического лица в учредительные документы, а также
вносимых в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с
внесением изменений в учредительные документы, по проведению правовой
экспертизы представленных для осуществления регистрации документов.
При таких обстоятельствах, суд правомерно отказал Обществу в
удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции
подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу
фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии
с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, нормы материального права применены правильно, нарушений
процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконного
судебного акта, не установлено, в связи с чем у суда кассационной
инстанции правовые основания для отмены или изменения принятого по делу
решения отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры от 23.08.2010 по делу N А75-6312/2010 оставить без изменения,
кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.