Антикризисные инструменты для торговли: Управление дебиторской задолженностью
Мы продолжаем публикацию серии статей Татьяны Богачевой и Дмитрия Кулешова об использовании программных продуктов фирмы "1С" для антикризисного управления торговым предприятием. В данной статье рассказывается об эффективных инструментах для анализа и управления дебиторской задолженностью, которые предоставляет "1С:Управление торговлей 8".
Содержание статьи:
Антикризисные инструменты для торговли: Управление дебиторской задолженностью
Кроме управления "живым" денежным потоком, о котором мы рассказали в предыдущей статье, перед поставщиками стоит сложная задача управления дебиторской задолженностью.
Руководитель, внедривший на своем предприятии программу "1С:Управление торговлей 8", получает набор эффективных инструментов для решения этой задачи.
Основная задача управления дебиторской задолженностью - минимизировать крупные суммы дебиторской задолженности контрагентов с длительным периодом возврата.
Для укрупненного анализа дебиторской задолженности используется отчет Дебиторская задолженность (диаграмма). Отчет в наглядной форме демонстрирует структуру дебиторской задолженности, позволяя выявить наиболее крупных должников.
Дебиторскую задолженность покупателей можно проанализировать в рамках интервалов задолженности используя отчет Дебиторская задолженность по срокам долга.
В условиях кризиса предприятию не выгодно, когда крупные суммы остаются на длительное время на дебиторской задолженности клиентов.
В отчете показано распределение дебиторской задолженности на коротких и длинных сроках. В нем можно увидеть, например, что значительная сумма с длительным сроком возврата "повисла" на клиенте, с которым вполне возможно пересмотреть условия работы, сократить отсрочку платежа или максимальную сумму задолженности, тем самым ускорить оборот денежных средств.
|
Настройка Просроченная оплата отчета по кредитной линии позволяет выявить просроченную задолженность.
Анализ динамики просроченной дебиторской задолженности по торговым операциям позволяет определить ненадежных контрагентов и принять решение о сокращении товарного кредита или полного перехода к предоплате.
Соответственно, можно воспользоваться системой управления правами доступа пользователей, настроить ее таким образом, чтобы менеджеры не могли отгрузить неоплаченные заказы ненадежным клиентам.
Таким образом проанализировав дебиторскую задолженность и пересмотрев условия работы с заказчиками, руководитель решает первую антикризисную задачу - предотвращает кредитные отгрузки ненадежным контрагентам.
|
Вторая задача - вернуть просроченные долги по уже произведенным отгрузкам.
В условиях кризиса руководителю следует акцентировать внимание менеджеров на работе с дебиторской задолженностью. Имеющиеся в "1С:Управлении торговлей 8" механизмы подсистемы управления взаимоотношениями с потребителями (CRM) позволяют систематизировать работу менеджеров на этом направлении и дают руководителю средства контроля над процессом.
Менеджеры, используя отчет Анализ заказов покупателей получают информацию о тех заказах, по которым произошла отгрузка, т.е. возникла задолженность, но полная оплата произведена не была. Эта же информация доступна им в оперативном режиме при работе в Календаре пользователя.
Затем менеджер планирует для себя задачи на ближайшее время, определяет, кому и когда он должен напомнить об оплате. Руководитель имеет возможность контролировать работу менеджера по фактически совершенным им действиям и результатам.
|
Достигнутую договоренность об оплате менеджер зафиксирует в системе документом Планирование поступления денежных средств - и эта информация будет "подхвачена" механизмами управления денежными средствами.
Эффективно построенные процессы управления дебиторской задолженностью позволят руководителю снизить дальнейший рост просроченной задолженности, понять, что из уже имеющейся задолженности можно вернуть, а что нет, повысить точность планирования поступлений денежных средств.
Средства "1С:Управление торговлей 8", используемые для управления дебиторской задолженностью:
- Отчет: Дебиторская задолженность;
- Отчет по кредитной линии;
- Документ: Заказ покупателя;
- Отчет: Анализ заказов покупателей;
- Менеджер контактов;
- Календарь пользователя.
В следующих статьях мы расскажем о решении других, не менее важных задач антикризисного управления:
- Анализ и сокращение затрат
- Управление ассортиментом
- Управление складскими запасами