Оптимизация материального снабжения как механизм снижения затрат
В статье "Совершенствование управления производством - от борьбы с опасностями кризиса к реализации новых возможностей" в качестве одной из значимых проблем, грозящих срывом производственных планов, рассматривалось отсутствие необходимых материалов, комплектующих или оснастки. В этой публикации Алексей Кислов ("1С") предлагает план конкретных действий по организации процессов материального снабжения с целью снижения затрат и минимизации количества случаев отсутствия материала при его необходимости.
Содержание статьи:
Оптимизация материального снабжения как механизм снижения затрат
В условиях нестабильной экономической ситуации на производственных предприятиях возрастают риски, связанные с возможными изменениями условий работы с поставщиками материалов и сырья.
Важными антикризисными задачами на участке материального снабжения являются:
- снижение затрат на поддержание складских запасов;
- гибкая работа с поставщиками на выгодных условиях;
- организация поставок материалов и прочих комплектующих по факту - точно в срок;
- ведение точного учета наличия закупаемых комплектующих и мест их складирования
Зачастую на складе содержится явно избыточное количество закупаемых единиц материала и комплектующих, это обусловлено желанием иметь некий страховой запас, который обычно аналитически не рассчитан, причины так же могут быть в минимальных партиях поставок, несогласованной работе службы материально-технического обеспечения, производства и отдела продаж. При этом, когда срочно требуется конкретная номенклатурная единица, она может отсутствовать в необходимом количестве, происходит авральная закупка по завышенным ценам, срываются сроки выпуска продукции и создается угроза потери не только текущей прибыли, но и будущей - в виде отказа от дальнейших заказов, потеря клиентов, что недопустимо в условиях кризиса.
Для решения поставленных задач, можно сформировать план конкретных действий:
- Разработка системы управления заказом, сегментация номенклатуры по типу управления заказом
- Формирование достоверных планов закупки материалов и комплектующих связанных с реальными планами производства
- Организация контроля цен поставщиков, работа с поставщиками на конкурентных принципах
- Обеспечение поставок точно в срок
1. Разработка системы управления заказом, сегментация номенклатуры по типу управления заказом
Общую номенклатуру закупаемых комплектующих и материалов можно разделить на две группы по типу управления заказом: по потребности производства, по значению точки заказа. Используя гибкие механизмы планирования, предоставляемые "1С:Управление производственным предприятием 8", можно снизить ресурсные затраты на формирование достоверного плана поставки. Анализируем периодичность потребления материалов, для часто используемых - оптимально задать тип управления по точке заказа.
"1С:Управление производстенным предприятием 8" (1С:УПП) позволяет указать конкретные значения точки заказа и страхового запаса для каждой номенклатурной единицы:
Задав данные значения, решаем проблемы включения в оперативный заказ подобных материалов и комплектующих, снижаем риски их отсутствия при срочной необходимости использования, при этом уровни складского запаса всегда под контролем.
2. Формирование достоверных планов закупки материалов и комплектующих связанных с реальными планами производства
Подсистема управления закупками, входящая в комплексное прикладное решение "1С:Управление производственным предприятием", предоставляет широкие возможности для составления планов закупок на любые периоды, с разной степенью детализации, а также осуществляет контроль исполнения данных планов.
Концепцию планирования закупок, реализованную в "1С:УПП", можно представить в виде следующей схемы:
Сводный план может быть составлен в количественном и/или в стоимостном выражении с разной степенью детализации - по номенклатуре и ее характеристикам или по номенклатурным группам, а также с разной периодичностью. К дополнительным возможностям планирования относятся детализации по подразделениям и проектам.
В системе "1С:Управление производственным предприятием 8" предусмотрен механизм автоматического формирования планов закупок на основании фактических данных, к которым относятся:
- заказы покупателей и внутренние заказы;
- объемы закупок и продаж за аналогичный период;
- планы продаж;
- складские остатки.
Для сравнения разных версий планов, а также для контроля их исполнения предусмотрены специальные отчеты план-фактного анализа:
Используя данный инструментарий, получаем возможность оперативного моделирования необходимого плана закупок на основе прогнозируемых условий поставки и наличия производственных заказов. Получаем реально требуемые объемы под конкретную производственную программу, без гаданий на кофейной гуще и количественного излишка.
3. Организация контроля цен поставщиков, работа на конкурентных принципах
Динамично меняющаяся экономическая ситуация в условиях кризиса вынуждает руководство производственных предприятий постоянно контролировать цены поставщиков и конкурентов. Механизм ценообразования, реализованный в "1С:Управление производственным предприятием 8", позволит не только хранить и обновлять прайс-листы поставщиков, но и проводить сравнительный анализ цен на одну и ту же продукцию.
Таким образом, можно без трудоемких операций принять решение по распределению заказов на поставку номенклатуры по наиболее выгодным предложениям поставщиков.
4. Обеспечение поставок точно в срок
Сформировав сводные планы и выбрав оптимальных поставщиков, необходимо получить календарный план поставки, тем самым обеспечить максимальную ритмичность обеспечения производства без увеличения складских запасов.
Сводные планы конкретизируются с помощью механизма оперативного планирования закупок, что позволит службе материально-технического снабжения планировать поставки с точностью до дня и конкретных условий. При автоматическом формировании заказов поставщикам система позволяет учитывать источники и графики потребностей в сырье и материалах. Таким образом, минимизируются риски и затраты по номенклатуре поставляемых материалов и комплектующих, которые имеют тип управления заказом по потребности.
А так же учитывать материалы в резерве, ликвидность складских запасов, формировать различные аналитические ведомости.
Таким образом, используя инструментарий, описанный в п. 1-4, можно решить задачи минимизации затрат в области материального снабжения в рамках общей антикризисной политики компании, минимизировать риски отсутствия материала в наличии на складе в момент его необходимости.